+7(8362)380-300

г. Йошкар-Ола, пр. Гагарина, 14
Идет загрузка модуля поиска туров

Консультации в турагентствах станут платными?

Многочисленные и бурные обсуждения темы о необходимости взимать плату с потенциального туриста за консультации или подбор тура в последнее время захлестнули профессиональные группы турагентов в социальных сетях.

Ситуации, когда будущие клиенты просчитывают свой тур у профессионалов, а покупать предпочитают в «скидочных» агентствах или в онлайн-агрегаторах туров, становятся типичными. Наиболее частый совет жалующимся в комментариях – брать с пришедшего за подбором тура туриста депозит или фиксированную плату «за консультацию». 

ТУРОПЕРАТОРЫ: ЛЮБОЙ ТРУД ДОЛЖЕН БЫТЬ ОПЛАЧЕН

В отличие от отечественного рынка, западные туристические компании уже давно выделяют свои консультации туристам в отдельный вид услуг. На западных развитых рынках доля интернет продаж гораздо выше, а стоимость офлайновой консультации профессионального турагента может доходить до 200-300 евро. 

Генеральный директор туроператора Pegas Touristik Анна Подгорная считает, что «любой труд должен быть оплачен. И если между турагентом и туристом заключен юридически грамотный договор, в котором прописано условие платных консультаций, то никаких сложностей возникнуть не должно.

ТУРАГЕНТЫ: ЗА И ПРОТИВ

Мнения представителей туристической розницы разделились. Часть экспертов турбизнеса говорит о том, что введение платных консультаций – вопрос «скользкий».

«Просто так оказывать платные консультации туристам довольно сложно, ведь мы не можем навязывать услугу клиенту или предоставлять её ему в нагрузку. Некоторые компании пробуют так работать, но это единицы», - говорят они.

Турагентства опасаются вводить платные консультации из-за риска потери клиентов и возможных проблем с законом, хотя действительно хотели бы делать это: причем не ради увеличения дохода, а просто, чтобы не работать с клиентом впустую.

Достаточно много представителей туристической розницы уверены, что введение платных консультаций в турагентствах отпугнёт хороших клиентов, а недобросовестные в любом случае постараются не заплатить.

Достаточно на рынке и противоположных вышеприведенным оценок, причем подкрепленных соответствующей практикой.

В Правовой службе Ассоциации туроператоров (АТОР) заявляют, что  «Консультации и оказание платных услуг по подбору тура нарушением закона не являются. Можно рассматривать такой вариант – турист вносит оплату за консультацию и если турист по итогам консультации бронирует тур, то оплату за него он вносит за вычетом стоимости консультации. Таким образом, агент будет уверен, что к нему пришел турист, действительно намеревающийся приобрести тур, а не безвозмездно воспользоваться его рабочим временем и профессиональными знаниями».

КАКОВА МОЖЕТ БЫТЬ СТОИМОСТЬ КОНСУЛЬТАЦИИ ТУРАГЕНТА

Каких-то сложившихся на рынке тарифов на услуги «туристических консультантов» нет, как нет и общего порядка их оказания. На цену консультационных услуг влияет репутация компании или конкретного менеджера, отсутствие локальных конкурентов и просто уровень заработных плат в регионе. Диапазон цен, согласно опросу экспертов, разнится от 300-500 рублей до 2000-2500 рублей за одну консультацию. Но, если агент не берёт оплату вперёд, то потом получает её не всегда.

МОЖНО ЛИ РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ БЕЗ ДЕНЕГ?

Практика показывает, что отсекать клиентов-«халявщиков» можно и не вводя никаких денежных обременений. Как рассказывают некоторые турагенты,  в своё время они даже ввели правило, согласно которому если человек не покупает турпродукт за полчаса, то его консультация автоматически прекращается, и менеджер вежливо выдаёт каталог с закладками. «Важно никому не отказывать в консультации, но давать её минимально, приступая к основной работе только после заказа тура».

РЫНОК ТУРИСТИЧЕСКОЙ РОЗНИЦЫ ТРЕБУЕТ ПЕРЕМЕН

Основным конкурентом туристического агентства в России в случае с использованием туристом «бесплатного труда» турагента сегодня являются не онлайн-агрегаторы, а другое подобное агентство, готовое предоставить большую скидку.

Как отмечают специалисты, «основная проблема современной агентской среды в России – отсутствие самоорганизации, которая бы со временем привела к саморегулированию этого рынка».

Все эксперты уверены в одном – туристический рынок ждут перемены. Рано или поздно турпродуктом будет являться не только целый пакет, а набор отдельных услуг, сформированных агентством самостоятельно. Вполне вероятно, что в этом новом индивидуальном пакете отдельной строкой будет выведена и консультация, которая в условиях снижения комиссии турагентам, станет если не основным заработком, то весомой частью в выручке.

 

Яндекс.Метрика